Яндекс.Метрика
Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта

10-я студенческая научная конференция "Мои первые шаги в науке - 2021"


10-я студенческая научная конференция "Мои первые шаги в науке - 2021"

5 апреля 2021 года в Лужском институте (филиале) ЛГУ им. А.С. Пушкина в соответствии с планом научно-исследовательской работы в один из дней Студенческой недели науки – 2021 прошла 10-я студенческая научная конференция «Мои первые шаги в науке». В работе конференции приняли участие 57 студентов всех курсов, форм и направлений обучения.

Конференцию открыла председатель оргкомитета – директор Лужского филиала Седлецкая Тамара Валерьевна в формате видеообращения. В своем приветственном слове она отметила важность интеграции научных исследований и образовательного процесса и, как следствие, привлечения студентов к научно-исследовательской деятельности. «Студенческая конференция – это уникальная возможность поделиться своими вопросами и ответами с понимающими людьми и извлечь из такого общения конкретную пользу. Желаю всем выступающим плодотворных исследований и успехов в научно-исследовательской сфере в дальнейшем!»


В ходе конференции была организована работа 4 секций, в которых с докладами выступило 48 обучающихся, 12 из них признаны победителями и призёрами. Работы участников оценивались по следующим критериям: Актуальность и оригинальность темы; Постановка цели; Исследовательский подход к работе; Анализ хода работы, выводы и перспективы; Личная заинтересованность автора, творческий подход к работе; Качество проведения презентации; Умение вызвать интерес аудитории.

За организацию и проведение секционных мероприятий конференции отвечали научные руководители секций, назначенные приказом директора.

Секция 1. «Актуальные вопросы социального законодательства РФ»


В программу секции было заявлено 12 участников с интересными и актуальными темами в сфере социального законодательства. Все докладчики – обучающиеся выпускного курса отделения СПО по специальности «Право и организация социального обеспечения». В наше время сфера социальной защиты и социального обеспечения крайне актуальна, так как пандемия коронавируса сильно подкорректировала и актуализировала механизмы применения социального законодательства с целью наиболее эффективного обеспечения прав граждан на социальное обеспечение.

Ребята затронули такие важные темы, как: Пенсионное обеспечение как основной вид социального обеспечения в РФ; Пенсионное обеспечение ветеранов ВОВ; Проблемы кодификации права социального обеспечения в РФ; Защита прав граждан в области социального обеспечения; Принцип адресности как основополагающий принцип социального обеспечения; и другие важные темы.

Особо выделились несколько выступлений.

Таран М.А. затронула весьма актуальную тему, несмотря на то, что в экспертных кругах ее уже давно обсуждают, – «Проблемы кодификации права социального обеспечения в РФ». Она отметила, что сегодня в Российской Федерации действует огромное количество нормативных актов в сфере социального обеспечения, но они очень разрозненны и довольно часто имеют противоречия между собой, что затрудняет как правоприменение, так и банальное понимание их рядовыми гражданами. Кодифицированные акты давно приняты на уровне регионального законодательства, соответственно, есть пример их эффективного применения, что обуславливает необходимость принятия Социального кодекса на федеральном уровне.

Кузнецова Е.И. представила анализ темы «Принцип адресности как основополагающий принцип социального обеспечения». Известно, что Россия ежегодно тратит на социальные выплаты около 3% ВВП – больше, чем большинство стран с переходной экономикой. По числу же самих выплат и льгот Россия и вовсе мировой лидер. Из сказанного следует вывод, что будущее социального обеспечения заключается не в увеличении, а точнее не только в увеличении его финансирования, а в адресном предоставлении социального обеспечения. Тем более, ситуация с пандемией коронавируса закрепила этот тезис еще более остро, когда принцип всеобщности социального обеспечения практически уничтожил всю систему социального обеспечения и за помощью стали обращаться граждане, которым она не положена и не нужна, ил, что еще хуже, стали злоупотреблять своим правом. Адресный подход направлен на более точный охват пособиями ии субсидиями реально нуждающихся в социальной поддержке, что снижает потери средств, которые выделяются на реализацию социальных программ. Для достижения поставленных целей возможно применение адресных кейс-технологий, создание реестра малоимущих семей, что является передовым мировым опытом.

Васильев В.В. говорил о пенсионном обеспечении как основном виде социального обеспечения в РФ. Несмотря на кажущуюся простоту темы, ее содержание крайне актуально и злободневно. Пенсионное обеспечение, в отличие от других видов социального обеспечения, выступает основным источником дохода для лиц, его лишившихся. Однако, несмотря на важность данного института, законодательство о пенсионном обеспечении, как отметил докладчик, содержит множество белых пятен, в частности, в несовпадении самой дефиниции «пенсия» и фактической ее реализацией.

По итогам заседания секции ее председатель Виноградов О.В. отметил высокий уровень подготовки докладов и разработанности тем, однако заметил, что ребятам не хватало уверенности в выступлении и многие часто обращались к записям.

Секция 2. «Вопросы педагогического образования»


В программе секции были заявлены 19 выступлений обучающихся с научно-исследовательскими темами, над которыми обучающиеся 5 курса заочной формы обучения по направлению «Педагогическое образование» работали в период преддипломной практики и которые раскрыли в рамках выпускной квалификационной работы.

С приветственным словом выступила к.п.н., доцент, зав. межфакультетской кафедрой гуманитарных и естественнонаучных дисциплин Мороз Т.Г., пожелавшая всем участникам секции творческих успехов в научных исследованиях.

По мнению компетентного жюри, особо выделялись следующие выступления докладчиков.

Холмогорова Т.А. раскрыла в своем докладе актуальную тему – «Формирование математических представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста посредством лэпбука». Развитие ребёнка является сложным процессом. Этот процесс имеет свои особенности и закономерности. Дошкольник познаёт все, что его окружает по принципу: «Познаю только то, что вижу!» Поэтому знакомство детей с понятием «время» является одной из актуальных проблем обучения дошкольников. Перед школой важно научится определять время: определять и измерять его, планировать свою деятельность с опорой на часы.

Современные требования к дошкольному образованию требуют от воспитателя находить новые методы и приёмы в работе с дошкольниками, которые совмещали бы в себе различные формы работы: познавательные, игровые, поисковые, учебные виды деятельности. Технология "лэпбукинга" совмещает в себе все названные требования. Студенты дискутировали по вопросу, какой возраст дошкольников более продуктивен для использования технологии лэпбукинга. Выступление Татьяны было подготовлено и усилено красочной презентацией.

Также не менее актуальную тему раскрыла в своем докладе Андреева А.Е. «Использование нетрадиционных техник рисования как средство развития художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста». Она рассмотрела вопросы, отражающие основные направления дипломного исследования, в результате которого обучающейся было выявлено, что нетрадиционные техники рисования действительно оказывают положительное влияние на развитие ребенка, способствуют развитию интеллекта, моторики, формированию таких психических функций как воображение, память, зрительное восприятие и мышление. Нетрадиционные техники рисования позволяют педагогу осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желания, интерес и создавать оптимальные условия развития творческих способностей детей дошкольного возраста. В ходе обсуждения доклада членами жюри были заданы уточняющие вопросы по теме доклада: Какие критерии, особенности эстетического воспитания? Каким образом вам удалось измерить творческие способности дошкольников? Какие наглядные пособия использовали на занятиях по изобразительной деятельности? Выбранная тема вызвала определенный интерес у слушателей и активно обсуждалась.

Еще одно интересное выступление было представлено Киселевой А.А. на тему «Экспериментальная деятельность как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста». Процесс обучения и воспитания в детском саду направлен на раскрытие в личности ребёнка тех качеств, которые будут ему необходимы для достижения любых целей в будущем. Развивать пытливость ума, знакомить со свойствами предметов при непосредственном наблюдении явлений и процессов, формировать умение планировать и анализировать практическую работу — это задачи современной системы образования. Ребёнок способен к самостоятельному поиску знаний, если педагог подготовил к этому соответствующие условия. Согласно ФГОС педагогическая задача состоит в создании оптимальных условий, при которых каждый ребёнок мог раскрыть и совершенствовать способности в открытии особенностей и свойств объектов окружающей действительности. Исследовательские качества наблюдаются у детей 1–2 лет. Экспериментирование с объектами происходит при помощи элементарных действий. С развитием мелкой моторики и координации движений опытные исследования становятся насыщеннее, но спонтанность в экспериментировании сохраняется до достижения 5–6 лет. Средние дошкольники способны к более длительным наблюдениям, они активно пополняют словарный запас и стремятся использовать в самостоятельной деятельности приобретённые навыки. Воспитанники старшей и подготовительной групп проводят опыты и эксперименты по самостоятельно продуманному плану, фиксируют и оценивают полученные сведения.

Докладчиком были подтверждены выводы, что на протяжении всего периода обучения в детском саду воспитанники совершенствуют способность решения проблемных ситуаций практическими методами, как в совместной с педагогом деятельности, так и самостоятельно в различных режимных моментах.

По окончании работы секции научный руководитель и председатель жюри Мороз Т.Г. выступила с заключительным словом, в котором поблагодарила студентов за самостоятельно выполненные качественные доклады и активное обсуждение.

Научные руководители ВКР доктор пед. наук, профессор Колесов В.И. и канд. ист. наук, доцент Кошечкина Е.А. отметили, что в ходе работы секции участники проявляли интерес к представленным работам, обменивались опытом, задавали вопросы и интересовались методическими указаниями по научному оформлению исследовательских работ.

Секция 3. Вопросы экономики и финансов


На заседании секции в соответствии с программой были представлены 10 докладов, подготовленных студентами экономического факультета.

В своем приветственном слове научный руководитель секции к.э.н., зав.кафедрой экономики и управления на предприятии Макушова О.М., которое началось словами А.С.Пушкина «О, сколько нам открытий чудных Готовит просвещенья дух…», отметила, что студенческая наука в своём истинном значении – это не просто формальное участие молодых людей в проведении научных исследований и выполнение технических разработок, что, безусловно, является важной составляющей профессиональной подготовки современного специалиста. Это «начало начал», от которого зависит развитие всего научно-кадрового потенциала страны. Она пожелала всем участникам успехов в «Первых шагах» в научных исследованиях.

На секции прозвучали очень интересные доклады на современные экономические темы: обсуждались вопросы развития национальной экономики, роли Российской Федерации в глобальном пространстве мировой экономики, следствием которых будет укрепление социальной стабильности как одного из аспектов устойчивого развития и содействие укреплению развития экономики современной России. В докладах подчеркивалось, что одной из основных целей современной экономики можно считать формирование человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в рамках современного Мира. Ряд докладов, по мнению слушателей, выделился среди остальных.

Поскольку мы все живем в Ленинградской области и нам не безразлично состояние аграрного сектора, студентка 131 группы Дудченко Валерия представила тему «Повышение эффективности АПК Ленинградской области», т.к. несмотря на достаточно высокие результаты в агропромышленном комплексе Ленинградской области, необходимо продолжить работу над улучшением показателей, напрямую определяющих экономику производства. Доклад вызвал интерес у слушателей секции. Заданные студентами вопросы и особенно интересные профессиональные вопросы от доцента А.Л.Ильвеса послужили основой дискуссии.

Актуальную и современную тему предложил для обсуждения Чебаненко Александр (студент 121 группы) – «Проблемы обеспечения экономического роста на современном этапе». Проблема устойчивого экономического роста является очень важной в исследованиях современных учёных-экономистов. В настоящее время проблему ограниченности ресурсов при безграничности человеческих потребностей позволяет частично решить устойчиво растущий объем реального производства. Чебаненко Александр в своем докладе сумел сформулировать и доказать, что экономический рост возможен при проведении реформ, суть которых была обозначена нашим правительством. Причем в настоящее время необходимы более глубокие изменения системы хозяйствования, чем простой отказ от сырьевой модели и диверсификация экономики. Обсуждение доклада было активным, Александру задавали очень интересные вопросы, на которые он уверенно отвечал.

Никита Павленко (группа 121) в ходе работы секции осветил тему «Повышение инвестиционной активности в сфере сельского хозяйства». Поскольку пандемия и санкции внесли свою корректировку в инвестиционную деятельность, многие планы были, к сожалению, отодвинуты на 2021 год. В настоящее время в регионе реализуется и планируется к реализации более 50 инвестиционных проектов на сумму свыше 30 млрд рублей. На реализацию мероприятий госпрограммы «Развитие сельского хозяйства Ленинградской области» было направлено из бюджетов всех уровней 5,4 млрд рублей. Поскольку объемы внешних инвестиций значительно сократились, Никита проанализировал цифры результатов этой очень важной деятельности и рассказал, к чему надо стремиться. Основным направлением автор доклада считает изыскание внутренних резервов для инвестиций в агарный сектор, что в ближайшие годы поддержит и позволит дальше развивать сферу сельского хозяйства. В ходе обсуждения доклада не все слушатели согласились с Никитой по вопросу иностранных инвестиций, но в результате обсуждения темы участники пришли к консенсусу.

Скуратова Татьяна в докладе «Ключевые показатели эффективности как стратегия управления предприятиями АПК» отметила достижения региональных аграриев в 2020 году. Среди них – первое место в России по производству яиц и молочной продуктивности коров, второе место – по поголовью птицы, третье место – по выращиванию форели, пятое место – по производству мяса птицы и девятое по производству молока в сельхоз организациях. В ходе обсуждения доклада студенты отмечали рост цен на продукты, на что Татьяна совместно с аудиторией отмечала его объективный характер.

Тему «Особенности современной финансовой системы» рассмотрел в своем докладе Лошков Дмитрий (группа 131). Докладчик отметил, что финансовая система является основой нормального функционирования любого государства, так как именно финансовая система обеспечивает материальную основу его существования, создание, сохранение и совершенствование его социально-экономической системы, приемлемых для общества политических, экономических и социальных условий воспроизводства, формирования производственных отношений. Студенты дискутировали по вопросу, какой показатель более информативен: ВВП в целом или на душу населения? Выступление Дмитрия оставило хорошее впечатление.

Павлов Александр выбрал очень современную тему для доклада – «IT технологии: экономический аспект». Александр отметил, что экономические аспекты информатизации ориентированы, прежде всего, на повышение эффективности общественного производства, использования природных ресурсов и собственности, улучшение социально-экономических условий жизни населения. Информационные технологии характеризуют процесс, состоящий из четко регламентированных правил выполнения операций, действий этапов различной степени сложности над данными, хранящимися в компьютерах. Тема, выбранная Павлом, вызвала определенный интерес у слушателей и активно обсуждалась.

По окончании работы секции научный руководитель и председатель жюри Макушова Ольга Михайловна отметила, что все заслушанные доклады выполнены студентами самостоятельно и качественно, заслужили активного обсуждения в аудитории, а также поставили жюри перед сложным выбором победителей.

Секция 4. Вопросы технологических и биотехнологических процессов


В работе секции из заявленных в программе 15 докладов прозвучали лишь 8, которые подготовили студенты биотехнологического факультета. Представленные тематические доклады отражали актуальные вопросы биотехнологии производства и переработки с-х продукции; применение биотехнологии в животноводстве, ветеринарии, использование микроорганизмов в биотехнологии, перерабатывающей промышленности и др. Доклады сопровождались показом презентаций.

В обсуждении докладов принимали участие студенты 1-4 курсов. Докладчики аргументировано отвечали на предложенные вопросы. 

Ряд выступлений отличался от других новизной, глубиной раскрытия темы, исследовательским характером работы.

Так, доклад Гальчук П.В. на тему «Влияние паразитарных болезней на продуктивные показатели северных оленей» раскрывает степень влияния паразитарных болезней на качество продукции в отрасли оленеводства. В докладе и презентации были отражены фазы развития паразитов, профилактические мероприятия, снижающие степень пораженности животных, а также высказано предложение по повышению качества продукции и снижения потерь в оленеводстве.

Шилова А.П. в докладе «Биотехнологические производства инсулина с использованием микроорганизмов» дала подробную характеристику истории открытия, строения, синтеза и механизма действия гормона инсулина в организме человека. Основное внимание в докладе уделено методам получения инсулина генно-инженерным способом с использованием микроорганизмов.

Юдкина Н.В. в докладе «Использование пищевых красителей в производстве колбасной оболочки на Лужском заводе «Белкозин» отразила свое участие в подборе пищевых красителей при разработке окраски колбасной оболочки, требуемой заказчиком. В докладе была дана подробная информация о пищевых красителях, используемых для окраски колбасных оболочек, их характеристика; отражен процесс получения белковых оболочек, в состав которых входит белок коллаген.

Подводя итоги работы секции, ее научный руководитель Решетникова О.В. заметила, что порой не так важно, насколько ценна выполненная работа в масштабе науки, важно, чтобы она удовлетворяла и развивала индивидуальные познавательные потребности исследователя, имела непосредственное и явное значение для его профессионального и личностного роста.

Результативность участия обучающихся в научной конференции

 

Секция 1. 

Актуальные вопросы социального законодательства РФ

Секция 2.

Вопросы педагогического образования

Секция 3.

Вопросы экономики и финансов

Секция 4.

Вопросы технологических и биотехнологических процессов

1 место

Таран Маргарита Александровна, студентка группы 30Б, тема доклада «Проблемы кодификации права социального обеспечения в РФ»

Науч. рук. – преп. Вересов А.А.

Холмогорова Татьяна Александровна, группа П5-16, тема доклада «Формирование математических представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста посредством лепбука»

Науч. рук. – канд. ист. наук, доц. Кошечкина Е.А.

Дудченко Валерия Павловна, студентка 131 группы, тема доклада «Повышение эффективности АПК Ленинградской области».

Науч. рук. – канд. экон. наук, доц. Конев П.А.

Гальчук Полина Владимировна, студентка 541 группы, тема доклада «Влияние паразитарных болезней на продуктивные показатели северных оленей»

Науч. рук. – канд. биол. наук, доц. Решетникова О.В.

2 место

Кузнецова Екатерина Игоревна, студентка группы 30Б, тема доклада «Принцип адресности как основополагающий принцип социального обеспечения»

Науч. рук. – ст.преп. Мисюрёв М.В.

Андреева Анна Евгеньевна, группа П5-16, тема доклада «Использование нетрадиционных техник рисования как средство развития художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»

Науч. рук. – докт. пед. наук, проф. Колесов В.И.

Чебаненко Александр Александрович, студент 121 группы, тема доклада «Проблемы обеспечения экономического роста на современном этапе»

Науч. рук. – канд. экон. наук, доц. Конев П.А.

Шилова Анастасия Павловна, студентка 531 группы, тема доклада «Биотехнологические производства инсулина с использованием микроорганизмов»

Науч. рук. – канд. биол. наук, доц. Решетникова О.В.

3 место

Васильев Вячеслав Вячеславович, студент группы 30Б, тема доклада «Пенсионное обеспечение как основной вид социального обеспечения в РФ»

Научный руководитель – Науч. рук. – ст.преп. Мисюрёв М.В.

Киселева Анастасия Андреевна, группа П5-16, тема доклада «Экспериментальная деятельность как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста»

Науч. рук. – докт. пед. наук, проф. Колесов В.И.

Павленко Никита Павлович, студент 121 группы, тема доклада «Повышение инвестиционной активности в сфере сельского хозяйства»

Науч. рук. – канд. сх. наук, доц. Ильвес А.Л.

Юдкина Надежда Викторовна, студентка 541 группы, тема доклада «Использование пищевых красителей в производстве колбасной оболочки на Лужском заводе «Белкозин».

Науч. рук. – канд. биол. наук, доц. Решетникова О.В.

 

В целом конференция показала, что у участников сформировано целостное представление о совокупности методов, процессов и материалов, используемых в различных отраслях, выявила активных участников, обладающих аналитическими способностями и творческим мышлением. Общая рекомендация научным руководителям исследовательских работ обучающихся – вовлекать студентов в процесс дальнейших систематических исследований с целью повышения их исследовательской компетентности и расширения научно-исследовательского студенческого сообщества филиала.

Все студенты, выступившие с докладами, получили дипломы участников; слушатели секций – сертификаты участников. Лучшие работы удостоены дипломами за 1, 2, 3 места, а победители получили памятные призы, а также возможность опубликования своих работ в материалах международной конференции Лужские научные чтения. Научные руководители, подготовившие участников конференции, отмечены благодарностями от оргкомитета.

Поздравляем студентов с заслуженными наградами и желаем дальнейших успехов на поприще науки!

Контактное лицо по новости: Демида Жанна Леонидовна