Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта

23 мая 2022 года в рамках международной научной конференции Х юбилейные Лужские научные чтения прошли мероприятия, посвященные Году культурного наследия народов России

23 мая 2022 года в рамках международной научной конференции Х юбилейные Лужские научные чтения прошли мероприятия, посвященные Году культурного наследия народов России

В Лужском институте (филиале) Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина 23 мая 2022 года прошла международная научная конференция Х юбилейные Лужские научные чтения «Современное научное знание: теория и практика», в рамках которой состоялся ряд мероприятий, посвященных Году культурного наследия народов России.

2022 год объявлен Указом Президента Российской Федерации В. Путиным Годом культурного наследия народов России. Согласно документу, Год культурного наследия народов России проводится в целях популяризации народного искусства, сохранения культурных традиций, памятников истории и культуры, этнокультурного многообразия, культурной самобытности всех народов и этнических общностей России.

Одним из событий насыщенной программы конференции стала встреча с руководителем и участницами Семейного клуба сохранения русских народных традиций «Любочажье», которые с удовольствием поделились с нашими студентами своими знаниями и умениями.

Семейный клуб сохранения русских народных традиций «Любочажье» был создан при Лужском городском Доме культуры в январе 2005 года. Название клубу дала небольшая деревенька в окрестностях г. Луга, что означает «любые чады», или «любимые дети». Клуб «Любочажье» возрождает и увлечённо проживает годовой круг обрядов и праздников на основе экспедиционных записей Северо-Западного региона в целом и Лужского уезда в частности. Участники клуба стараются придерживаться исторической достоверности не только в исполнении, но и в одежде. Сами шьют костюмы и изготавливают детали к ним: головные уборы, тканые пояса, сумочки-лакомники.

Выступление руководителя клуба Светланы Геннадьевны Громовой на тему «Традиционный костюм как способ самоидентификации и показатель социального статуса русского человека» прошло в формате творческого лектория.

На лекции по русской традиционной одежде наши студенты открыли для себя исконный русский костюм, увидели новоделы и этнографические образцы, которым более 100лет, но которые имеют практически идеальное состояние. Девушки-студентки и молодуха-преподаватель меняли наряды от сарафанных комплексов Северо-Запада до городских парочек векового наследия. Узнали о деталях одежды разных статусов – поясах, передниках, головных уборах. Примерили высокохудожественный образец – девичий венец Новоладожского уезда. Парни тоже, одев на себя рубахи нашего Пооредежья и казакины с поясами, ощутили иную неведомую реальность. Молодежь узнала, что постепенно произошла подмена одежды на инородную, почему раньше одеваться одинаково считалось зазорным.

В нашем сегодняшнем времени, направленном на обезличивание, расчеловечивание, отрывание от корней, актуально напомнить, обозначить зрелому и молодому поколению, что же значила традиционная одежда для русского человека. А ведь каждый из нас вправе гордиться своей исконной одеждой. От льняной рубахи до праздничного наряда из покупной ткани русская традиционная одежда бережно носилась, хранилась, передавалась по наследству, являясь по крою, подбору расцветок и декоративным деталям уникальным явлением во всем мире. Для любого человека в России одежда являлась «второй кожей», принадлежностью к своему народу, определением положения во времени труда или праздника, показателем достатка, определяющим фактором положения в обществе, проявлением рачительности и великолепного вкуса, отточенного веками. Сейчас на наших глазах происходит деградация одежды .От натуральных ,здоровых тканей стали склоняться к синтетическим. От многослойности и пышности, указывающей на богатство носителя, пришли к обтянутости, обилию рваных элементов и культивированию открытых участков тела, что было совершенно недопустимо в принципе в прежнее время, равно как и отсутствие гендерных различий.

Важность создания своей одежды прививалась с детства. С 7 лет девочка пряла по-взрослому. К своим детским обязанностям прибавлялась задача обеспечить себя и свою будущую семью одеждой и всем необходимым для внутреннего убранства дома. Только тогда она считалась готовой выйти замуж. У девушки к 12 годам было собрано приданное, включая вышитые детали рубахи для будущего мужа, которого она могла раньше даже не видеть, рубаха шилась по размеру на девичниках уже перед свадьбой. Точивные (тканые льняные) и праздничные (покупной ткани) рубахи ,“круглые“ и косоклинные сарафаны имели уникальный, очень экономичный безостаточный крой, но прекрасно садились по любой фигуре. Самая главная деталь – пояс – являлся прекрасным дополнением и подчёркивал девушкам и женщинам грудь, а нижняя юбка придавала пышности и зрительно утончала талию, удлиняла ноги. Сведенные лямки на спинке и их украсы вкупе с туго заплетенной косой, утяжеленной лентами и косниками, способствовали формированию красивой прямой осанки и созданию своего неповторимого образа.

Не так-то просто оказалось современному человеку надеть традиционный костюм – поменялось представление с точностью до наоборот! Также все пришли в замешательство, когда из десятков платков надо было выбрать пару столетней давности. Удалось сделать выбор с третьего раза – такой безупречный вид они имели. Участники встречи узнали, насколько "кóпосным" (трудоемким) был процесс изготовления одежды и вместе с тем, как она прочна, здорова и удобна в ношении. А некоторая оказалась очень современна и ярка по стилю в наше время.

Фотоальбом


Мастер-класс «Народная тряпичная кукла» провела Ирина Васильевна Лаврова, участница клуба «Любочажье», руководитель этностудии «Фёкла» при Спортивно-молодежном центре г. Луги

Вниманию аудитории была представлена небольшая выставка народных кукол и предметов одежды. Ирина Васильевна воодушевленно рассказывала о русских народных куклах, об их многообразии и назначении (игра, обучение, обрядовые куклы и т.д.), о материалах, из которых они изготавливались (ткань, нити, береста, дерево, мочало, солома и т.д.), о том, как ими играли и как использовали в быту.

Ребята с интересом слушали, как жила наша русская деревня сто лет назад, чем занималась молодёжь, какие обязанности в семье исполняли дети.

За милой беседой вместе смастерили тряпичную птичку на встречу весны и куклу-пеленашку. Теперь не только девушки, но и юноши смогут без труда запеленать младенца.

Фотоальбом


Мастер-класс «Народная роспись» провела Александра Викторовна Смирнова, участница клуба «Любочажье», педагог Центра детского и юношеского творчества г. Луги

На мастер-классе студенты услышали рассказ о старинной домашней утвари, её назначении, из чего и как её делали, зачем и чем расписывали. Познакомились с росписями Северной Двины: пермогорской, шенкурской, уфтюжской. Акцент был сделан на изучение пермогорской росписи. Рассмотрели расписанные образцы старинной утвари, какими элементами украшалась эти предметы, вариативность и сюжеты бытовых сцен росписи.

Выполнили небольшую композицию пермогорской росписи сначала на листе бумаги, затем, кто успел, на туеске, сделанном из бумаги.

По мнению Александры Викторовны, студенты за недолгое время мастер-класса смогли приобщиться к наследию старинной росписи, которая год от года открывает нам свою самобытность, через которую мы можем проследить историю и характер нашего народа.

Педагог выразила надежду на дальнейшие встречи, где хотела бы показать применение элементов старинной традиционной росписи в нашем современном мире, в предметах быта, в одежде, в декоративном оформлении общественных мест и т.д.

Фотоальбом


 

Контактное лицо по новости – Демида Жанна Леонидовна